Год подходит к концу, и самое время оценить, какие его события стали значимыми для российской индустрии делового туризма. Да, трудный выбор — из всех назвать одно, самое главное! Уходящий 2013 оказался удивительно насыщенным. Одно «рождение» первого российского издания BBT Russia стоит того, чтобы говорить о серьезных изменениях в бизнес-тревел!
Но мы передаем слово нашим экспертам. Им тоже есть, что сказать.
1. Commission Cut
Событие, которое, по мнению многих экспертов, всколыхнуло тревел-индустрию в 2013 году, связано с
«Мера радикально изменила принцип работы как тревел-агентств, так и нас, конечных потребителей, дала нам возможность по-другому планировать бюджет, заставила пересмотреть коммерческие условия в договорах с агентствами, что я считаю весьма позитивным, — говорит старший вице-президент ОАО Банк «Открытие» Татьяна Поплавская. — Это подтверждает пример реорганизации тревел-бюджета «Номос-банка», который присоединился к Финансовой Корпорации «Открытие» в 2013 году. Переход на новую схему, гораздо более прозрачную, позволил нам провести глубокий анализ затрат на авиаперевозки и серьезно оптимизировать тревел-бюджет. Наверняка схожая ситуация была и у других корпораций».
«Да, это настоящее событие года в тревел-индустрии, — говорит Елена Леонтьева, специалист отдела корпоративных отношений и протокола компании Sakhalin Energy Investment Company Ltd. — И я просто не могла не прийти на
«Существенное изменение комиссионных выплат агентам позволит в будущем выстроить более прозрачную и честную конкуренцию среди крупнейших игроков рынка. Настало время, когда при проведении тендера будет учитываться не только финансовая сторона, но и качество и прочие дополнительные опции, которые предоставляет поставщик», — полагает эксперт в области бизнес-тревел и MICЕ Дмитрий Савельев.
Однако некоторые профессионалы отрасли настроены не столь оптимистично.
К примеру, Мария Александрова, тревел-специалист Johnson & Johnson, Medical отмечает, что для компаний перемены влекут увеличение суммы сервисного сбора за выписку билетов.
«Метания» и половинчатые меры «Аэрофлота» привели к потере времени на переговоры и изменения контрактов с тревел-агентствами«, — в свою очередь говорит Марина Кречетникова, Административный директор компании Japan Tobacco International (JTI).
Единственной возможностью снизить расходы для агентств и не увеличивать расходы для клиентов в этих условиях станет самостоятельное бронирование и оформление услуг клиентом, делает вывод Татьяна Мольтер, начальник отдела продаж «Городского центра бронирования и туризма».
«Наступает эпоха онлайна, — поясняет г-жа Мольтер. — Чей продукт будет удобнее для пользователей, быстрее и надежней, тот и станет самым успешным ТМС в России. Время пошло...».
Каким будет завтра для российских TMC?
Некоторые TMC, хоть и соглашаются с тем, что сокращение агентской комиссии приведет к росту конкуренции, а значит и улучшению сервиса, говорят об ущербе для взаимоотношений с клиентами и финансовых потерях.
«На мой взгляд, это должно было произойти намного раньше. Скорее, после кризиса, в 2010-11 году. И сократить комиссию нужно было не до 4%, а до нуля, — говорит генеральный директор компании «Аэро Клуб» (BCD Travel Russia) Денис Матюхин. — К сожалению, авиакомпания поступила по-своему, возможно, так она считает правильнее для рынка. Но этот шаг оказался гораздо губительнее, чем ей изначально казалось».
Смогут удержать позиции лишь крупные тревел-агентства, убеждены эксперты. В этом им поможет консолидация, которая после отмены комиссии «Аэрофлотом» значительно ускорится, считает Андрей Воронин, владелец и CEO компании ATH American Express.
«В последние два года этот процесс стал очевидным всем участникам рынка, — рассуждает г-н Воронин. — Это и наша сделка с American Express, и поглощение компании «Евроконтакт Плюс» крупнейшим консолидатором «ВИП Сервис». Для того чтобы оставаться на вершине рейтинга и участвовать в тендерах крупных компаний, ТМС нужно инвестировать как минимум $1-2 млн. в год в технологии, что уже не могут позволить себе небольшие агентства. При условии постоянного роста расходов и давления на цены агентство может развиваться, только постоянно повышая эффективность за счет технологий и роста объема операций».
Снижение комиссии придаст мощный толчок процессу консолидации, так как в очень короткий срок ликвидирует значительную часть доходов у всех ТМС, говорит г-н Воронин.
«Для любого ТМС существует только два выхода из сложившейся ситуации: повышение цен или получение скрытых доходов на клиентах. Первое решение очень болезненно и часто приводит к тендерам с существующими клиентами и, как следствие, угрозе их потери. Второе несет за собой долгосрочные репутационные риски и возможность потерять гораздо больше, — предупреждает собеседник. — Многие ТМС ничего не предпринимают, т.к. не очень четко оценивают собственные финансовые результаты. В бизнес-тревел формирование себестоимости продуктов и доходности отдельных клиентов — сложный процесс. И поэтому некоторые ТМС не понимают, выигрывая тендер, что будут обслуживать клиента в убыток, а некоторые — на удивление — не понимают, что резкое снижение комиссий без отсутствия дополнительных доходов делают весь их бизнес убыточным.
Учитывая то, что при низкой марже у всех ведущих ТМС в управлении значительные обороты — по сути — клиентских денег, какое-то время можно прожить, «проедая» оборотный капитал. К чему это ведет, мы видели на примере туроператоров, банкротства которых за последние несколько лет уже перестали удивлять.
На всех развитых рынках 3-5 ТМС контролируют до 80% рынка, и в скором времени мы увидим похожую ситуацию в России. Если без снижения комиссий этот процесс мог бы занять 5-10 лет, то сейчас, когда снижение комиссий выступает катализатором, консолидация может произойти за 3-4 года. Мы увидим банкротства и слияния, которые значительно уменьшат количество ТМС на российском рынке.
Другой очевидный тренд, который уже заметен: на рынке бизнес-тревел остается все меньше непрофильных игроков — туроператоров и турагентств, которые не имеют специализированных инструментов и технологий для обслуживания крупных корпоративных клиентов. И это — тоже уменьшение количества игроков в нашем сегменте.
В конечном итоге, от ускорившегося процесса консолидации выиграет вся отрасль, когда клиенты поймут, что главное при выборе ТМС — не цена, и так уже составляющая всего 2-5% от их бюджетов на деловые поездки, а стабильность, технологии и опыт оптимизации расходов компании«.
2. Приход GBTA в Россию
Вторым по популярности ответом среди опрошенных BBT Russia экспертов стало появление в России Global Business Travel Association.
«Сфера бизнес тревел среди прочих категорий непрямых закупок — одна из наиболее динамично развивающихся, поэтому владение информацией о рынке, технологиях, международном опыте играет важную роль при формировании стратегии управления расходами, — говорит менеджер по управлению закупками Roche Diagnostics Rus Андрей Васюков. — Членство в GBTA не только позволяет получать и обмениваться подобной информацией, но и открывает доступ к массе ресурсов, дающих возможность повысить эффективность работы».
Тревел-менеджер консалтинговой компании КПМГ Анжелика Каган также считает выход на рынок GBTA самым значимым событием в российской тревел-индустрии в уходящем году. К слову, г-жа Каган входит в Консультативный Совет GBTA Russia: «Я считаю, что эта организация сможет качественно повлиять на уровень закупщиков тревел-услуг в России, и для меня большая честь участвовать в этом процессе».
Ольга Хорасанова, представляющая компанию «Аксенчер», присоединяется к коллегам: «Мне очень понравился
Однако Станислав Костяшкин, генеральный директор Continent Express, выделяет два значимых для тревел-отрасли события в обратной последовательности и подчеркивает, что она должна быть именно такой.
«Первое событие — начало активной деятельности GBTA на российском рынке, — рассуждает г-н Костяшкин. — Во-первых, это Симпозиумы GBTA Russia в Москве и Санкт-Петербурге, во-вторых, это первый на российском рынке Тренинг курсов GBTA для тревел менеджеров. И следующее по значимости событие — это отмена «Аэрофлотом» агентской комиссии.
Почему именно так расставлены приоритеты? Потому что отмена комиссии — событие краткосрочное, одно в цепи многих «стихийных» с той или иной силой встряски. В то время как начало деятельности GBTA — событие фундаментальное, системообразующее: оно влияет на формирование культуры всей индустрии в долгоиграющей перспективе. Отмена комиссии, как землетрясение: ударило и улеглось. Появление же на рынке GBTA сравнимо с подвижками тектонической плиты, которые меняют рельефы.
Обучение важнее стихийных факторов. Обучение дает уверенность, знание, владение и управление ситуацией. В том числе, и такой сложной, как отмена комиссии национальным перевозчиком».
3. Внедрение Online Booking Tool
Третьим по популярности ответом стал переход российских компаний на Online Booking Tool.
«Пускай пока их количество невелико, но, с моей точки зрения, именно в уходящем году клиенты перешли от размышлений к действиям — приняли для себя решение начать пробовать и двигаться в этом направлении, — сказал Филипп Лукьяненко, генеральный директор российского представительства одного из ведущих глобальных агентств по организации деловых поездок «Хогг Робинсон Групп».
«Безусловно, это важное событие для индустрии, — говорит Светлана Боровикова, младший менеджер, Infrastructure & Procurement, PwC (PricewaterhouseCoopers). — Что касается PwC, то сейчас мы находимся в стадии тестирования всех процессов».
В российском подразделении глобальной консалтинговой компании КПМГ также подошли к использованию Online Booking Tool.
«Это удобно: во-первых, поможет автоматизировать процессы одобрения и соблюдения тревел-политик; во-вторых, транзакция обойдется дешевле», — объясняет тревел-менеджер КПМГ Анжелика Каган.
«Рынок показывает качественно новый уровень в продвижении online-решений, — добавляет генеральный директор «Аэро Клуба» Денис Матюхин. — Теперь это не просто инструмент для реализации различных услуг и даже не инструмент для контроля и эффективного использования бюджета на командировки, а сложная система, которая научилась интегрироваться и выполнять важные задачи совместно с системами клиентов. Наша компания также провела несколько интеграций, соединив продукт Time. Aero (OBT) с HR-базами наших клиентов, финансовыми блоками систем клиентов. Мы вместе научились эффективно обмениваться информацией, необходимой для оптимизации процессов, касающихся организации путешествий клиентов».
И это тоже было
Конечно, на вопрос, какое же событие в российской тревел-индустрии стало наиболее значимым в уходящем году, эксперты давали и другие ответы. Мы приводим лишь некоторые из них, которые, на наш взгляд, оказались наиболее оригинальными. И неважно, что для рынка в целом форум или семинар, упомянутый респондентом, не имел решающего значения. Ценно, что он оказал сильнейшее впечатление и перевернул сознание конкретного человека — участника отрасли.
Вадим Зеленский, Председатель Ассоциации Бизнес Туризма и генеральный директор Zelenski Corporate Travel Solutions: «Безусловно, событием 2013 года стало появление в России первого профильного СМИ Buying Business Travel Russia — издания, которого так не хватало российской тревел-индустрии. Платформу можно назвать открытой площадкой, которая объединяет профессионалов отрасли, позволяет высказаться и принять участие в обсуждении насущных вопросов».
Виктория Тот, главный редактор журнала «Административный директор»: «На мой взгляд, главным событием 2013 года в российской тревел-индустрии можно назвать выход на рынок бюджетных перевозчиков — лоукостеров. К примеру, «Добролета» авиакомпанией «Аэрофлот» или Ryanair, который, как известно, планирует запустить регулярные рейсы из Петербурга и Москвы в Дублин с конца марта 2014 года. Думаю, это позволит компаниям сэкономить на внутренних перелетах, что весьма существенно».
Сергей Майоров, руководитель Департамента тревел-поддержки крупнейшего онлайн-магазина одежды, обуви и аксессуаров: «Одно из таких событий — ужесточение правил подсчета дней при въезде в Шенгенскую зону 90/180. Суть в том, что если вы очень часто путешествуете в страны шенгенского соглашения, есть риск израсходовать лимит пребывания 90 дней в полугодии. И следующие 90 дней вам придется провести в РФ.
Да, правило действовало всегда, но эти самые дни пребывания не считали так строго, как сейчас. Например, можно было находиться 90 дней в шенгенской зоне, затем вернуться в РФ, сделать новую визу и въехать снова. Но не теперь: на границе их будут считать по штампам въездов/выездов. Поэтому мы стали внимательно следить за визами наших сотрудников, чтобы не попасть в «ловушку».
Мария Александрова, тревел-специалист Johnson & Johnson, Medical: «Мне запомнилась международная тревел-выставка EIBTM в Барселоне. Мероприятие очень полезное в плане приобретения новых контактов, получения информации по какой-то конкретной стране, где можно провести конференции, круглые столы и т. д.»
Светлана Боровикова, младший менеджер, Infrastructure & Procurement, PwC (PricewaterhouseCoopers): «Для себя лично я выделяю образовательную сессию АБТ „Роль тревел-менеджера в управлении процессом организации деловых поездок в компании“. Особенно хочется отметить выступление руководителя тревел-департамента ФК „Открытие“ Марии Сергеевой. Ее презентация о том, как, руководствуясь статистикой, можно сэкономить на услугах поставщиков, вспоминаю до сих пор».