Кажется, что мир уменьшился в размерах. Во многом это происходит благодаря современным технологиям и воздушному транспорту. Когда-то для того, чтобы пересечь океан, нужны были недели и даже месяцы, а теперь — считанные часы. Однако, несмотря на эти изменения, некоторые места все еще остаются труднодоступными. И что интересно — все более привлекательными с точки зрения бизнеса.
В первую очередь, это связано с потреблением энергоресурсов. Каждый день в мире расходуется 142 млн. баррелей нефти и газа, и, вероятно, к 2030 году цифра возрастет до 180 млн. А это означает, что увеличатся и объемы бизнес-тревел, связанные с поисками новых источников этого сырья.
«Бизнес в настоящее время приобретает невероятные географические широты», — говорит Кевин Моррисон, менеджер цепочки поставок британской нефтяной компании Archer, которая насчитывает 100 офисов по всему миру.
К тому, что бурение скважин и их поиск в экстремальных точках становится все более распространенным явлением — от Сахалина в России до Золотого треугольника, в который входят Бразилия, Мексиканский залив и Западная Африка, — приводят и растущие цены на топливо.
«Отрасль находится на подъеме», — считает Адам Найтс, директор по продажам глобальной TMC ATPI.
В Северной Америке активно ведутся разработки сланцевого газа: только в США за последнее время в этом секторе было создано более 600 тыс. рабочих мест. Ожидается, что к 2015 году показатель превысит 850 тыс. человек. Причем большинству из них придется переехать в глубинки — от Северной Дакоты до южного Техаса.
Бразилия продолжает оставаться динамично развивающимся рынком, говорит директор FCM Travel Solutions по Латинской Америке и Карибскому бассейну Марен Хенсчки.
«Весьма заманчива для инвесторов Мексика. Вдобавок, находится на границе с США. Ну и главное — отличается высококвалифицированной и относительно недорогой рабочей силой», — добавляет г-жа Хенсчки.
«Корпорации сегодня, и в особенности это касается тех компаний, которые заняты в горнодобывающем секторе, увлечены Африкой, — в свою очередь, говорит Киаран Келли, генеральный менеджер глобальной компании по управлению деловыми поездками FCM Travel Solutions. — Причем бронируя путешествия в африканские страны, клиенты ждут от нас того же сервиса, что и на других, уже „отработанных“ направлениях».
Если рассматривать деловые интересы компаний в России относительно новых географических направлений, то здесь можно говорить не только о зарубежных странах, но и российских глубинках. Да и многие считают бессмысленным ехать за океан, ведь Россия с ее территорией и богатствами природных ископаемых и без того дает огромные возможности для развития бизнеса.
«Корпоративные клиенты ежедневно запрашивают региональные отели РФ и СНГ, что связано с их деловой активностью, стремлением расширить свою деятельность за счет потенциала регионов», — говорит Андрей Волобуев, руководитель отдела бронирования гостиниц UniFest Travel.
Однако, замечают эксперты, немногие российские регионы к этому готовы.
Нюансы работы с российскими регионами
Россия — самое большое по площади государство в мире с высокой дифференциацией, а потому не удивительно, что серьезные проблемы с организацией командировок могут возникнуть в пределах страны.
По последней официальной статистике в России более 1100 городов, и миллионников из них 15. Причем в Москве проживает свыше 11 млн. человек. И, понятно, что транспортная доступность и сервис большинства населенных пунктов страны значительно уступают условиям для бизнеса в мегаполисах. Отели в российских глубинках не представлены в GDS, на booking.com и других платформах бронирования.
«Сотрудники нашей компании выезжают не только в крупные города, но и такие места, как, например, Удомля и Выкса, — рассказывает тревел-менеджер консалтинговой компании КПМГ Анжелика Каган. — Сложность организации таких командировок объясняется отсутствием инфраструктуры в глубинках. Хорошо, если предприятие, на которое едут коллеги, является градообразующим, и в его ведомстве есть гостиница. Но, чаще всего, нам приходится искать ее самим. И в этом случае приходится сталкиваться с тем, что это старый фонд, оставшийся с советских времен и часто с тех же пор не ремонтированный».
И что самое грустное — даже если в регионе есть отели, чаще они не заинтересованы в сотрудничестве с корпоративными клиентами.
«В лучшем случае гостиницы в российских глубинках знакомы с агентской схемой работы и предлагают нам агентские договоры, скидки с объема и выплаты процентов, — поясняет г-жа Каган. — Понятие revenue им тоже пока не знакомо. А когда мы просим скидку под количество ночей, гостиничным управляющим все равно, будет ли это 10 ночей или 500, то есть размер скидки никак не меняется. Плюс безопасность, гигиена, питание — все это остается пока на очень низком уровне».
Ирина Климова, менеджер по организации деловых поездок и иммиграционным вопросам российского филиала глобального концерна «Шелл» — одного из мировых лидеров энергетического сектора — обращает внимание на качество трансферного обслуживания: «К сожалению, не все местные такси-компании в глубинках готовы соответствовать высоким стандартам компании в вопросах безопасности. Что говорить, не всегда соблюдаются элементарные правила — пристегиваться и не говорить по телефону! Приходится тратить время на обучение».
Причем проблемы с обслуживанием у командированных с большой долей вероятности могут возникнуть даже в достаточно крупных городах, где есть аэропорт или вокзал, но он удален от центра России.
«Наши сотрудники отправляются в труднодоступные места довольно часто — такова специфика золотодобывающей компании (месторождения находятся как раз в глубинках). В основном, это местечки вблизи Магадана, Иркутска, Красноярска, Якутска, — говорит Наталья Юркевич, начальник отдела по организации деловых поездок компании «Полюс». — Конечно, хочется сразу отметить низкий уровень обслуживания на бортах внутренних рейсов (к примеру, Иркутск-Бодайбо), состояние самолетов. Если говорить о гостиницах в регионах, той же Магаданской, Иркутской областях, то гостиницами их назвать довольно сложно. Это, скорее, общежития. И сотрудники нашей компании априори готовы, что будут жить не в комфортной обстановке».
К счастью, замечают в компаниях, в России есть тревел-агентства, ориентированные на работу не только в крупных городах, но и на периферии.
TMC: «В случае с глубинками гарантировать успех поездки на 100% невозможно»
Сами представители TMC хоть и справляются с непростыми заказами, но признаются, что для них такие направления — настоящая «головная боль».
«Глубинок в России — чуть ли не половина России, — с сожалением констатирует директор Департамента продаж и сопровождения работы с корпоративными клиентами агентства делового туризма ZCTS-Egencia Russia Светлана Морозова. — Да, есть города с аэропортами и железнодорожными вокзалами. И даже пункт назначения, который находится в 50 км от такого города, не вызывает у нас затруднений. Но все, что находится дальше, — уже глубинка».
Во-первых, оставляет желать лучшего транспортная доступность таких мест.
«К примеру, требуется организовать командировку в город Чара (Забайкальский край), — рассказывает Мария Минина, супервайзер отдела корпоративного туризма агентства Continent Express. — Путешественнику необходимо быть в пункте через три дня. Заказ считается срочным, поскольку приходится учитывать удаленность населенного пункта. Прямых рейсов до Чары нет. Подбираются все возможные варианты, которых не так много. В результате маршрут выглядит следующим образом: Москва — Чита — Чара. Из Читы в Чару совершается два местных рейса в неделю, но забронировать билеты на них практически невозможно: либо из-за погодных условий полеты отменяются, либо мест просто нет, т.к. самолеты небольшие и посадочных мест в них мало.
В результате мы начинаем подбирать варианты железнодорожного сообщения с городом, а это 22-24 часа в пути. Но и это еще не все, ведь от вокзала нужно добраться до самого города. В зависимости от погодных условий, это машины, снегоходы или вертолеты. Которые тоже надо заказывать...»
Добавляет трудностей и процесс согласования договоренности с гостиницей, замечает Андрей Волобуев из UniFest Travel.
«Практически всегда оформление брони в отеле можно сделать по телефону, но она не может быть гарантированной, — говорит эксперт. — Дело в том, что ее нельзя подтвердить с помощью кредитной карты, поэтому единственным способом гарантии бронирования остается предоплата банковским переводом. А из-за предоплатной формы работы очень сложно осуществить срочное бронирование, к примеру, с заездом на сегодня-завтра».
Кроме того, замечает г-н Волобуев, заключение и согласование договора с этими отелями проблематично: «Зачастую они не имеют шаблона документа и безразлично относятся к комментариям профессиональных юристов».
Иногда гостиница даже не имеет возможности оформить счет — принимает исключительно наличные.
«В этом случае бронь можно сделать, рассчитывая только на порядочность отеля, гарантировать успешную поездку на 100% невозможно», — замечает собеседник.
При этом если в населенном пункте всего 1-2 мотеля/гостиницы, то на своем маленьком рынке они монополисты, что позволяет им отказывать агентствам в скидке или комиссии.
Как снизить риски
Получается, ни корпоративным клиентам, ни TMC в настоящий момент работать с российскими регионами и проблематично, и невыгодно.
«Пожалуй, выходом в этой сложной ситуации для корпоративных клиентов может быть открытие своих представительств\филиалов в труднодоступных местах, — размышляет Светлана Морозова. — Здесь можно вспомнить компании PEPSI и Coca-Cola, которые имеют массу дистрибьюторов, работающих даже в сельской местности. В нашем случае это — масса клиентов, которые из мегаполисов отправляются на периферию. Но пока компаниям так удобнее: в противном случае отсутствует контроль. И это уже вопрос внутреннего управления, решить который может только сама компания».
Другой выход из ситуации — заблаговременное планирование.
«В городах Забайкалья или Урала на согласование договора уходит до 2-6 месяцев, — говорит г-н Волобуев. — Поэтому агентству нужно время, чтобы проработать маршрут, оформить предоплату в отель. При срочных заездах клиент либо вообще не может найти мест, либо получает то, что осталось — иногда с удобствами на этаже или в блоке. В результате те компании, которые ценят комфорт и безопасность командируемых, приходят к новой схеме планирования».
Кроме того, в UniFest Travel практикуют выездные инспекции отелей в глубинках. Если клиенту принципиален определенный город, а по телефону или электронной почте вопросы с отелем по этому направлению решать не удается, сотрудники агентства выезжают на место, лично проводят проверку объектов, обсуждают перспективы сотрудничества. И одним из важнейших критериев считается оценка безопасности гостиницы, наличие охраны.
Новые направления — бо̀льшая duty of care
Интересно, что зарубежные эксперты называют Россию одной из тех стран, которые создают для компаний максимальные риски в плане безопасности сотрудников во время командировки.
Однако в тревел-агентстве ZCTS-Egencia Russia с этим не согласны.
«Рисков для деловых путешественников в России не больше и не меньше, чем в тех же европейских странах, — считает Светлана Морозова. — Пожалуй, в Европе человека найти проще. Но если компания отвечает за своего сотрудника и создает ему необходимые условия для командировки, то никаких проблем возникнуть не должно. В купе и вагоне СВ его безопасность почти гарантирована. Кроме того, та же самая кража может произойти с человеком и в поезде Deutsche Bahn, который обеспечивает сообщение по Европе».
Тем не менее, в рамках duty of care в некоторых российских корпорациях создаются даже специальные отделы, отслеживающие поездки в труднодоступные места, в том числе — российские глубинки.
«Порой без подтверждения авторизованных лиц командировка может не состояться, — комментирует г-жа Минина из Continent Express. — С сотрудниками проводятся тренинги по безопасности и особенностям (климатическим, культурным, социальным и т.п.) региона. И только после этого им разрешается отправляться в поездку. Отвечающие за безопасность путешественника лица отслеживают и согласовывают весь его маршрут, после чего обязаны предоставить отчет».
Избежать неприятностей может помочь компаниям и заказ транспортного обслуживания сотрудников.
«Ведь это гарантия безопасности, — подчеркивает г-жа Морозова. — Бизнес-тревел агентство работает только с проверенными поставщиками. Компания может быть спокойна, что сотрудника встретит водитель и доставит его в гостиницу».
В любом случае требования тревел-программы в организациях, деятельность которых связана с деловыми поездками в труднодоступные места, должна быть всегда выше среднего, подчеркивают эксперты. Организовать максимально комфортное и безопасное путешествие в глубинку возможно только вместе и сообща.
Марина Осипова