Консалтинговая компания Advito, подразделение одной из крупнейших в мире ТМС BCD Travel, обнародовала очередной ежегодный прогноз развития индустрии делового туризма — 2014 Industry Forecast. По мнению аналитиков Advito, сферу business travel ожидает умеренный рост, при этом спрос будет не столь высоким, как предполагалось ранее.
Согласно данным исследовательского центра Economist Intelligence Unit (EIU), в 2014 году рост мировой экономики продолжится и составит 2,7%. ВВП стран Азии в среднем увеличится на 4,3%, США — на 2,5%, что является наилучшим показателем со времен начала финансового кризиса в 2008 году. Даже в отношении европейской экономики эксперты EIU настроены оптимистически и прогнозируют рост на 0,6%, хотя еврозона по-прежнему останется уязвимой и нестабильной.
Так как глобальные экономические условия будут в целом благоприятными, компании по всему миру увеличат количество деловых поездок, равно как и расходы на business travel. Впрочем, остается пока неясным, на сколько. Стоит отметить, что прогноз на 2013 год оказался завышенным и не оправдал себя. Вполне возможно, полагают специалисты Advito, в 2014 году компании вновь будут проявлять осторожность и жертвовать долгосрочными инвестициями в пользу моментального сокращения тревел-расходов и более жесткого бюджетного контроля.
Если говорить об авиационной отрасли, то в США спрос на внутренние пассажирские перевозки в настоящее время остается слабым, при этом перелеты первым и бизнес-классом более востребованы, чем экономическим. В 2014 году объем внутреннего спроса вряд ли увеличится, тем более что из-за продолжающегося процесса слияний и поглощений и консолидации рынка потребительский выбор будет ограничен. В частности, станет меньше обслуживаемых авиакомпаниями направлений.
Соответственно, рост цен на внутренние перелеты в США будет сравнительно небольшим: от нулевого прироста на бизнес-класс до +2% на экономический. Что касается трансатлантических перелетов, то тарифы на авиабилеты эконом-класса в 2014 году останутся без изменений, а путешествия бизнес-классом подорожают на 1%.
В Европе растущей популярностью пользуются низкобюджетные перевозчики, а также так называемые гибриды, сочетающие в себе черты традиционных авиакомпаний и лоукостеров. Наиболее крупные игроки рынка (особенно это касается ближне- и среднемагистральных перевозок) — easyJet, Ryanair, airBerlin, занимающие доминантное положение, хотя за счет Norwegian, Germanwings, Wizz Air и Vueling конкуренция на рынке корпоративных авиапутешествий увеличивается.
Через год гибриды еще больше укрепят свои позиции, тогда как обычные авиакомпании столкнуться с агрессивными конкурентами из других регионов. Например, уже сейчас немецкая Lufthansa резко сократила объем перевозок в Индию в ответ на «наступление» Turkish Airlines и ближневосточных компаний.
Впрочем, Lufthansa и ряд других традиционных европейских авиаперевозчиков давно предвосхитили рыночные тенденции. Так, холдингу Air France-KLM принадлежат такие бюджетные компании, как Transavia.com, основанная в 1966 году, и CityJet, осуществляющая операционную деятельность с 1994 года. Lufthansa основала Germanwings в 1997 году, а в январе 2013 года провела ребрендинг лоукостера и передала ему большую часть своих внутренних и ближнемагистральных европейских рейсов. В 2011 году была создана низкобюджетная Iberia Express, собственником которой является международный авиационный холдинг IAG, образованный после слияния British Airways и Iberia.
Стоит подчеркнуть, что многие лоукостеры, в первую очередь easyJet и Ryanair, начали активно осваивать корпоративный сектор рынка воздушных перевозок и делают все возможное, чтобы привлечь бизнес-путешественников, например, предлагают крупным клиентам специальные условия и скидки.
Аналитики рекомендуют тревел-менеджерам не опасаться включать низкобюджетные и гибридные авиакомпании в число предпочтительных поставщиков, поскольку в целом их сервис и пунктуальность соответствуют ожиданиям и запросам деловых туристов.
С другой стороны, необходимо проводить тщательный сравнительный анализ тарифов на билеты и услуги, так как нередко цены лоукостеров находятся на одном уровне с ценами обычных перевозчиков.
Если говорить о ценах, то на региональные и межконтинентальные европейские рейсы билеты подорожают не больше, чем на 1-2%.
Авиакомпании Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) также не станут значительно повышать тарифы: по прогнозам Advito, увеличится — на 2% — лишь стоимость билетов бизнес-класса, как на региональных, так и на межконтинентальных направлениях.
Наиболее высокий рост авиатарифов в 2014 году ожидается в странах Латинской Америки — на 2-3%. Это объясняется устойчивым внутренним спросом, а также конкурентным воздействием процесса консолидации: в Центральной Америке, а также на севере Южной лидирующее положение занимает пан-региональная авиационная группа Avianca-TACA. Холдинг LATAM также пользуется почти полным отсутствием конкуренции на большей части южноамериканского континента.
Напротив, на Ближнем Востоке рынок воздушных пассажирских перевозок становится все более жестким и конкурентным, что непосредственно сказывается на ценах авиабилетов. По мнению аналитиков Advito, тарифы на региональные и межконтинентальные перелеты эконом- и бизнес-классом снизятся на 2%. Приблизительно так же упадет стоимость билетов на межконтинентальные рейсы в Африке, однако авиапутешествия премиальным классом внутри континента обойдутся пассажирам на 2% дороже.
Что касается гостиничной индустрии, то спрос набирает обороты и возвращается к своему докризисному уровню. Особенно сильные показатели демонстрируют развивающиеся рынки — Китай, Малайзия, Индонезия, ЮАР, Бразилия, Россия, Польша, Израиль. В 2014 году спрос будет расти больше всего в Африке и Латинской Америке — от +3% до +9%. Несмотря на то, что в остальных регионах мира отельеры рассчитывают увеличить тарифы на 4-6%, скорее всего, им удастся добиться повышения лишь на 2-3%.
Впрочем, в крупных городах-центрах притяжения деловых путешественников ситуация для гостиничных компаний сложится куда более выигрышная: в Нью-Йорке, Чикаго, Сан-Франциско, Гонконге и Сиднее цены на размещение в отелях продолжают расти, причем на двузначные проценты. Схожим образом развиваются рынки Бразилии и Китая.
Специалисты Advito дают корпоративным покупателям следующие рекомендации в отношении отельных программ на 2014 год:
• добивайтесь выгодных договорных цен: зачастую они на 20% ниже самых низких доступных тарифов Best Available Rate (BAR);
• стремитесь сократить число отелей в программе настолько, насколько это возможно — так будет проще консолидировать расходы и получать скидки;
• заключайте корпоративные соглашения, действие которых будет распространяться на всю сеть гостиничной компании, включая отели в малых и средних городах;
• активнее пользуйтесь онлайн-инструментами бронирования сами, побуждайте к этому бизнес-путешественников своей компании;
• не забывайте о возврате НДС, тем более что такой процесс можно автоматизировать;
• обращайте более пристальное внимание на закрытые даты, в которые отели не обязаны обслуживать по договорным тарифам, и порядок аннулирования брони;
• стремитесь получить наиболее выгодные цены за получение информации о свободных гостиничных номерах (Last Room Availability, LRA).
Индустрию MICE в 2014 году также ожидает умеренный рост. Стоит отметить, что в настоящее время спрос на проведение корпоративных мероприятий и встреч опережает предложение. Именно нехватка MICE-площадок может стать в будущем серьезной проблемой, поскольку время, необходимое для предварительного бронирования, постоянно увеличивается. Самый резкий рост цен аналитики Advito прогнозируют для США и стран Западной Европы, тогда как в АТР — в особенности, Китае, Индии, Малайзии и Индонезии — появляется все больше возможностей для проведения корпоративных мероприятий и деловых встреч, а цены гораздо привлекательнее для тревел-менеджеров и специалистов по закупкам.
В настоящее время особенно быстро развивается такое направление MICE, как инсентив-поездки: работодатели по всему миру четко осознают необходимость и важность мотивации менеджеров по продажам и развитию бизнеса. И зачастую для incentive-туров компании выбирают «дорогостоящие» популярные столицы и крупные города, как, например, Нью-Йорк, Лондон, Рим, Париж и Пекин.
Между тем, именно в столицах и мегаполисах тарифы на использование конференц-залов и переговорных комнат в отелях будут расти, поэтому корпоративным покупателям следует сосредоточить свое внимание на менее крупных городах с более выгодными условиями.
Еще один важный совет специалистам по управлению деловыми поездками и MICE — создать эффективную программу SMM, тщательно отслеживать все данные и контролировать финансовую часть, так как встречи и мероприятия могут составлять до 35% всех тревел-расходов. Там, где это возможно, в целях сокращения издержек стоит рассматривать альтернативу выездным мероприятиям — виртуальные конференции.
В целом, эксперты рекомендуют интегрировать тревел- и SMM-программы, чтобы реализовать как минимум две ключевые цели: 1) оптимизировать расходы, особенно на отели (которые предлагают не только проживание, но и проведение MICE-мероприятий); 2) наладить систему риск-менеджмента — эффективно отслеживать и контролировать поведение не только бизнес-путешественников, но и участников различных ивентов.
Для реализации поставленных целей специалистам по закупками и управлению деловыми поездками необходимо провести серьезную внутреннюю работу, чтобы объединить данные по business travel и корпоративным мероприятиям. Также важно четко обозначить поставщикам свои намерения в отношении договорных цен на их услуги, которые требуется объединить.
Стоит заметить, тревел-специалисты могут столкнуться с нежеланием гостиничных менеджеров идти навстречу и комбинировать предложения для размещения деловых туристов и организации мероприятий. Дело в том, что один и тот же отель (или сеть отелей) может иметь разные формы отчета о финансовых результатах, поэтому управляющие тем или иным направлением бизнеса (проживание/MICE) зачастую не в состоянии свести их воедино.
Аналитики, впрочем, делают оптимистичные прогнозы, полагая, что давление со стороны корпоративных покупателей приведет в итоге к тому, что, начиная с 2014 года, отельеры станут объединять тревел- и MICE-компоненты в своих соглашениях с клиентами.
Влада Стеканова,
по материалам